Счастье начинается в детстве

Одна из самых расхожих фраз в отношении детей звучит так: «Лишь бы был здоровым». Слов нет, ребенок - инвалид - это тяжелое бремя и большая ответственность. Но все равно буду спорить: здоровый дебил без комплексов лучше больного душевного ребенка. И для окружающих лучше, и для самого малыша.

Так в чем же оно, счастье?

Вспомните себя. Что вы вспоминаете в ту минуту, когда кажется, что весь мир против вас?
Дед тайком от бабки пускал на голубятню погонять своих голубей, а бабушка, увидев вас на крыше, кричала что-то типа: "Убьешь ребенка, пень старый!".
Отец брал на рыбалку, и, когда среди замерзших пальцев билась серебряная рыбка, казалось, что у тебя - самый замечательный папа на свете.
Старший брат сажал на мотоцикл и гонял вокруг двора, а потом давал торжественно помыть колеса (вот гад, это сейчас вы понимаете, что он бесплатно использовал детский труд, а тогда полдвора завидовало со страшной силой).
Бабушка угощала пирогами со сметаной, делала бумажную мышку для кошки, приносила с огорода или с рынка тарелку сладких ягод.
Мама два вечера провела за совместным шитьем тупых тряпок для новой куклы - звонили ее коллеги по работе, просили закончить что-то срочное, но мама будто понимала, что сейчас самое важное - это страшное и такое любимое кукольное платье.
Сестра младшая долго пела: «Ня-ня-ня-ня-ня-ня», а потом задумчиво пожевала губами за щеку - поцеловать еще не умела.

У вашего ребенка было такое счастье? Не новый велик, не чистая простыня, не дорогой садик - а вот такое, доброе и глупое? Как утверждают психологи, именно в детских теплых воспоминаниях мы и черпаем душевную силу, когда вырастаем. Именно из-за отсутствия таких простых радостей дети и вырастают готовыми к наркотикам, убийствам, алкоголю. Люди, не имеющие теплых воспоминаний, легко впадают в уныние, легко вступают в драку, винят весь мир в том, что все против них, трудно устраиваются на работу, боятся гнева начальства и с наслаждением топчут подчиненных.
Вам нужен такой ребенок? Конечно, нет. Тогда нужно что-то делать…

Повседневные радости

Бежите вы, значит, из садика в магазин, по дороге вспоминая, что дома белье нестирано. Ребенок болтается за руку рядом и несет всякую чушь о том, как Светка (Машка, Ванька, Борька) нашли сегодня на прогулке жука (презерватив, дохлую кошку, пять рублей мелочью). Для вас - полная ерунда, вы сегодня тоже видели презервативы в аптеке, кошек штук пять на дереве (живых, орущих, противных), передачу про нашествие колорадских жуков и аванс в бухгалтерии. Так это ребенок назойлив или у вас есть общие темы для разговора? Конечно, тема презерватива для трехлетнего карапуза исключается, но что мешает вам обсудить кошек или жуков? Или вы сами никогда не пугали воспитательницу пауком?

Вот чушь собачья, а ребенок вам через десять лет расскажет, как его друг украл мобильник, а соседка по дому торгует наркотиками (не дай Бог, конечно). Ребенок, которому рот затыкают еще на этапе вот этого жука и пяти рублей, говорить на более серьезные темы не будет.

Другой момент. Идете вы в магазин, тоже в руке сумка, в кармане мобильник звонит, дома голодный муж, ребенок опять же сбоку болтается. В кормушке синицы сало делят. Дорожный рабочий спит в кабине КАМАЗе, высунув ноги в окно. На деревьях почки набухли. Под крыльцом крыса тащит пустой пакет от молока. Вы все это тыщу раз видели. А ребенок родился недавно! Всего два-три-семь лет назад. Он, конечно, и сам может разглядеть, но если вы, мама или папа, укажете ребенку на эту самую «хозяйственную» крысу или отдыхающего рабочего - это будет ему лишим доказательством вашей любви. Я вот до сих пор помню, как мы с бабушкой сидели на лавочке в ожидании прихода коров с пастбища и беседовали о жизни, мне было 6, ей 60. Были ли у нее более серьезные темы для разговора с соседками по ожиданию - бабушками и тетками, близкими по возрасту? Конечно, были! Понимала ли я тогда, что она дарит мне самое дорогое - свое время и внимание? Не понимала, но чувствовала, что у меня самая золотая бабушка.

Семейные традиции

Некоторые из них передаются по наследству, другие устанавливаются данной семьей в зависимости от кучи причин. И то, и другое помогает ребенку в осознании своего места в жизни. Когда в жизни хоть что-то на своем традиционном месте, это помогает быть спокойным в исследовании мира, да и в других сложных ситуациях.

Мы, например, решили делать свою семейную газету. В общем, профессия накладывает отпечаток. Старшая дочь пишет короткие рассказы о событиях своей жизни (ходила в гости, ездила на лошади, научилась кататься на роликах). Пятилетний ребенок лихо обводит буквы, которые я набросала карандашом (заодно и буквы учит). Трехлетнего пока хватает только на целевое приклеивание выбранных фотографий и закрашивание фона на полях.

А вот какие традиции существуют в семьях моих хороших знакомых.

  • Каждую субботу в семье Анны и Алексея устраиваются домашние рассказы на тему «Скажи мне обо мне». Нужно за пять минут рассказать, в чем был неправ сам, а также сказать про каждого несколько хороших слов: «Дима вынес мусор, когда папа опаздывал на работу, мама испекла замечательный пирог с рыбой, бабушка связала мне носки. А я сам тайком съел мед и не сказал…» Каждому достается порция ласковых слов, да и своя душа после признаний на месте.
  • Андрей всегда берет в гараж одного из сыновей. Традиционно он же наказывает мальчишек за провинности, но строго по-армейски: дети отжимаются и приседают до тех пор, пока не помирятся (достается им чаще всего за мужские битвы между собой).
  • Марина и Дима по пятницам уезжают вдвоем развлекаться. Сын Володя знает, что в пятницу он проводит время у бабушки, но и бабушка в это время сочиняет «культурную программу» - чаще всего это поход в цирк, на карусели или просто прогулка на улице. Правда, Марина почему-то несколько комплексует, оставляя ребенка у свекрови, и потому в субботу они всегда вместе ходят по магазинам и непременно едят в кафе.
  • Виктор считает, что самое главное - это мужское воспитание, поэтому, что бы он ни делал по дому, всегда зовет или дочь, или сына, и хоть маленькую часть работы - но делают дети: подают гвозди, перематывают скотчем провода, помогают паять, чинить технику.
  • У Тани ни один вечер не обходится без сказки. Дети ложатся в кровати, она гасит свет, зажигает свечу и читает. Почему-то свет маленького огонька, по ее уверениям, действует на детей умиротворяющее.
  • Светлана и Олег ходят в церковь каждое воскресенье. После службы гуляют в парке или по гостям, так что дочь воспринимает это как время общего сбора семьи.
  • Галина ведет альбомы на каждого из троих детей. Раз в месяц двое старших подсаживаются к матери и подсказывают, что и про кого нужно не забыть записать. У них же принято делать домашние открытки и посылать всем друзьям и родственникам. При всем обилии типографских изысков, смотреть на сухие листья, рисунки, разрисованные фото просто интересно.

"Личная мама" должна быть у каждого

Сложно ли это? Едва ли. Конечно, другие мамы и прочие педагоги за последние годы придумали так много интересного, что просто не охватишь. Порой руки просто опускаются - так много написано в книжках хорошего, что не веришь в свои силы все это применить. Но нужно ли оно - все? Ведь все же самое главное - это найти хотя бы час времени на ребенка в сутки. Мое глубокое убеждение, что именно поэтому такими умными оказываются дети, часто болеющие: мама проводит с ребенком больше времени, и он под воздействием ее любви, ее отношения просто цветет интеллектуально. Печально, что ребенку нередко нужно заболеть, чтобы с ним стали больше проводить времени.

В этом смысле хорошо, когда в семье, где растут двое-трое детей, есть возможность делать какие-то дела с одним ребенком: ходить в магазин, в поликлинику, на занятия. Чтобы было то золотое время, когда мама принадлежит исключительно одному малышу, чтобы мама была не общая (что не обидно, но временами сердит), а собственная, личная. Все мы индивидуалисты, и хоть нужно бороться с таким детским узурпаторством - а все же иногда полезно и поддаться, побеседовать один на один.

Да, дети должны иметь возможность кататься на велосипеде, роликах, путешествовать, ходить во всевозможные кружки и студии. Но если к этому не прилагается личное мамино участие - любые увлечения становятся бесполезными. Ребенок тренирует только мозг, но не душу. От нескольких тренеров и педагогов доводилось слышать: проходят соревнования - а мама не пришла. Идет выставка - а родителей она не интересует. Да какой смысл в дипломе или грамоте, если никто вместе с тобой не порадуется? Даже мы, взрослые - можем ли мы быть счастливыми даже от богатства, если не кому хотя бы похвастаться?

Человек не лось, ему не только еда нужна. Ему внимание нужно, душевное сопереживание. Что в детстве останется в этой самой душе - то и по жизни поддерживать будет. И если вы встречаете человека, способного распсиховаться, расстроиться из-за ерунды, знайте - скорее всего, у него было тяжелое детство. Может быть, были у него магнитофоны-джинсы-деньги, но не было близких отношений с родителями. Не ссорьтесь с таким человеком, пожалейте его. И постарайтесь, чтобы у ваших детей все было наоборот.

Мальчики и девочки - разные люди

Еще лет десять назад большинство родителей, включая мам, мечтало о сыне - наследник, продолжатель рода, фамилии, и вообще почему-то было принято ждать именно сына. Дочку тоже хорошо, но и сына - обязательно. Впрочем, скольким будущим детям ожидание сына спасло жизнь. Знаю семьи, которые родили и трех, и четырех девочек, ожидая, что родится сын - а он получился только четверым, пятым и даже шестым. А был бы первый сын? Не было бы такой женской оравы…

Сейчас приоритет сыновьям отдают в основном нации с жестким патриархальным укладом либо бывшие кочевые народы. Довелось как-то делать интервью с дедулей-татарином. Спрашиваю:
- Сколько у вас детей?
- Два сына, три зятя.
- А внуки есть?
- Есть, но меньше, чем детей - четыре внучки и Марат.
Сомневаюсь даже, что он помнит девочек по именам. Но над данной арифметикой смеялась вся редакция.
Так почему же мы так ждем определенного ребенка?

Традиции

Везде разные. Вот у евреев и некоторых восточных народов род передается по матери. Там большая трагедия, когда мальчик женится на девочке не своей национальности, а вот если наоборот - ничего страшного. У нас же напротив - невестка может быть хоть из Африки. Зять-кореец - да упаси Бог!

Продолжение себя

Мужья обычно хотят сына, а жены - дочь. Причем сын потом должен непременно заниматься футболом, как папа в детстве, но лучше, чем папа - тогда мы считаем, что это не только наш сын - лучший форвард школы, но и мы, его родители.
А ведь дети такие разные. И не от воспитания это зависит, а от генов. Мои мужички с разницей в два года - дети прямо противоположные. Иван - тихоня, очкарик, правдолюб, склонный заплакать по любому поводу, просит записать его на скрипку. Елисей - «десантник», сорвиголова, «шум, перепачканный грязью». И вот если бы мне пришло в голову заставить Ивана продолжать свои нереализованные планы по конному спорту - просто угробила бы детскую веру в человечество. А заставить Елисея рисовать? Впрочем, это-то и не требуется, и так все обои разрисованы машинками. Но это не стремление к искусству - это желание заполнить собой все пространство квартиры. Коты так метят территорию. Это характер.

Давление родственников

Особенно актуально для вторых браков, когда есть ребенок от первого. Обычно бабушки, и особенно дедушки хотят внука. Отец может одинаково любить и родного, и неродного ребенка, но бабушки в этом смысле способны всю плешь проесть, если он первого брака сын, а от второго - дочь.
Я уж не говорю, что выросшие в Сибири кавказцы могут любить всех детей, и даже желать рождение девочки - но родня с традиционными взглядами все равно будет доставать с вопросом о сыне.

Другие причины

Самые экзотические. Примеры по опросу подруг:
- у нас в детстве жила девочка по соседку, Лера звали, такая красивая - хочу такую же;
- моя знакомая назвала сына Родион (Елисей, Глеб, Яков) - я тоже хочу так назвать ребенка;
- У меня от сестры осталось много детских вещей - и все на мальчика;
- свекровь обещала подарить нам кроватку, только если мы внучку ей родим;
- у нас на работе у всех дочери, а я хочу, чтобы мне начальник завидовал,
и т.д., и т.п.

А есть ли разница до рождения ребенка?
Есть. Некоторые женщины по-разному переносят беременность мальчиком и девочкой. Считается, что при беременности девочкой чаще возникает избыточный вес, пигментные пятна на лице, изжога, и т.п. - но это очень индивидуально, и может быть прямо противоположным у разных людей.

В случае ягодичного предлежания, т.е. когда ребенок рождает не головой, а попой вперед, в случае рождения мальчика предлагают кесарево сечение - чтобы ничего ценного ему при родах не повредить.

В случае тяжелых или преждевременных родов девочки выживают чаще мальчиков - все зафиксированные Гиннесом рекорды выживания относятся именно к девочкам.

Есть ли разница после рождения?

В общем, принято, что мальчику покупают все синее и голубое, а девочке - розовое и красное. Хотя девочка в голубом выглядит вполне симпатично. А вот мальчик в розовом - нет уж, увольте. Во всем же остальном на первых порах дети ничем не отличаются. Кроме, извините, туалетного вопроса. У меня был шок, когда после аккуратной в этом плане дочки родился типичный сын. Я проверяю мокрый подгузник снизу - а он написал вверх.

При посадке на горшок нет никакой уверенности, что горшок этот мальчику нужен - он способен, как кот, пометить все вокруг. А особо одаренные умудряются написать себе в глаз. Это было бы смешно, если бы не было так часто.

Маленькие мужчины и маленькие женщины

О том, что мальчик родился мальчиком, он знает с самого детства. И не потому, что отец его приучает к единоборствам, а мама говорит: «Не плачь ты мужчина». У меня вот не было времени на проведение такой разъяснительной работы. И все равно на рынке мальчик выбирает машинку и лопату, а среди одежды - камуфляж и трусы с изображением танка. Елисей вообще сам себе купил бандану черного цвета. Пока мы ему панамочку выбирали, он откопал из недр рыночных залежей этот рокерско-десантный атрибут, напялил его на голову и отказался снимать. Ребенку было полтора года.
То же кается девочек. У меня вот нет вкуса ни в составлении букетов, ни в подборе штор для комнаты. Может, и был, но его отбили. Откуда сей талант у дочки - не представляю. Но икебаны, которые она строит из травы и сухих листьев, вызывают восторг у всех.
В доме есть и машинки, и куклы, причем все лежат в одной комнате, так что любой ребенок может взять играть, с чем захочет. Врать не буду - мальчики пытались и лялек качать, и гостей чаем поить, и белье гладить. Кончилось это… правильно - разбиранием детского утюга на запчасти. Девочки тоже катали машинки, но эти машинки и запеленуты были, и чаем напоены, а после посещения церкви еще и причащались. Что вижу - в то и играю.

Дети пробуют все, но как-то интуитивно находят «свои» игры. Ни один сын ни у меня, ни у подруг, не увлекся хронически «наряжанием в принцесски», хотя пробовали мотать платки на голову все. А вот для девочек это на долгие годы остается любимой игрой. Для многих - до старости.
Хотя есть и ряд игр общих - скажем, шахматы или велосипеды. А во всем остальном они не бывают бесполыми даже при отсутствии полового воспитания.

Теории

Теорий о том. Почему мальчики и девочки такие разные много. Кто-то говорит о дефективности мужской ХУ-хромосомы.
Одна из теорий объясняет различие между нами строением мозга: там некая перемычка, передающая сигналы, у мальчиков прямая, в связи с чем их мышление менее ассоциативно и боле прямолинейно (потому из них получаются математики, генералы, составители инструкций и юристы), а у девочек сигнал, проходя от одной части мозга к другой, «по дороге» активизирует другие участки мозга (поэтому женщины лучше работают в «мультизадачном» режиме - учителя, воспитатели, врачи, секретарши, завхозы).
Ясно только одно - при всей разности нашего мышления мы друг без друга не можем. Поэтому рождение девочки всегда уравновешивается рождением мальчика.

Вот какие советы по общению с мальчиками и девочками дает Валентина Дмитриевна Еремеева, нейропсихолог, кандидат биологических наук.

  1. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим; они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  2. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  3. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с том, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, новых заданий.
  4. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  5. Запомните; маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  6. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  7. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  8. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  9. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  10. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.


Лена

Нет комментариев, а автор ждет... Поможешь?

Написать комментарий