Психомоторное развитие ребенка.

Следить за развитием ребенка на первом году жизни не только интересно, но и необходимо: современные методики позволяют выявить и устранить возможные заболевания, ведь если отставание в развитии выявлено поздно, труднее помочь малышу. Конечно, не все дети осваивают те или иные навыки в одно и тоже время. Существуют довольно значительные колебания в пределах нормы.

Психическое развитие ребенка

Навык

Возраст

Фиксирует взгляд

1 месяц

Улыбается

1 месяц

Длительно следит за движением предмета

2 месяца

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого

2 месяца

Гуление

3 месяца

Продолжительное гуление

4 месяца

Громко смеется

4 месяца

Находит направление невидимого источника звука

4 месяца

Узнает голос матери, различает интонацию

4-5 месяцев

Отличает чужих от близких

4-5 месяцев

Произносит отдельные слоги (начало лепета)

6 месяцев

Повторение слогов

7 месяцев

На вопрос "Где?" находит предмет на постоянном месте

7 месяцев

Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги

8 месяцев

Играет в "Ладушки"

8 месяцев

Появляются навыки опрятности

9 месяцев

Знает свое имя

9 месяцев

По просьбе "Дай ..." Дает знакомый предмет

10 месяцев

Произносит первые слова-"обозначения"

11 месяцев

Выполняет отдельные просьбы, понимает слово "нельзя"

12 месяцев

Узнает на фотографиях знакомых взрослых

12 месяцев

Моторное развитие ребенка

Навык

Возраст

Поднимает и удерживает головку в горизонтальном положении лежа на животе

1 месяц

Отмечается рефлекс опоры и ходьбы

1 месяц

Лежа на животе держит головку, опираясь на предплечия

2-3 месяца

Поворачивается со спины на бок

3 месяца

Комплекс оживления

3 месяца

Удерживает головку в вертикальном положении

3 месяца

Захватывает подвешенную игрушку и подолгу занимается ею

4 месяца

Лежа на животе, поднимается, опираясь на ладони выпрямленных рук

4-5 месяцев

Берет игрушку из рук взрослого

5 месяцев

Переворачивается на живот и с живота на спину

5 месяцев

Начинает ползать на животе

5-6 месяцев

Свободно берет игрушку из разных исходных положений

6 месяцев

Ест с ложки, снимает пищу губами

6 месяцев

Ползает

7 месяцев

Самостоятельно встает держась за барьер

8 месяцев

Долго занимается игрушками

8 месяцев

Сам держит и есть корочку хлеба

8 месяцев

Размахивает, перекладывает, складывает игрушки

8-9 месяцев

Стоит с поддержкой

9-11 месяцев

Ходит с поддержкой

10 месяцев

Самостоятельно стоит

10 месяцев

Встает на невысокую поверхность и слезает с нее

11-12 месяцев

Самостоятельно ходит

12 месяцев

ln1

Младенец

Можно только удивляться скорости роста и развития младенца. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес - почти в 2 раза. Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности для познания окружающего мира. Примерные сроки в физическом развитии отражены в таблице:

Время появления движений

Развитие моторики

1 месяц

Поднимает подбородок

2 месяц

Поднимает грудь

3 месяц

Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

4 месяц

Сидит с поддержкой

5-6 месяц

Хватает рукой предметы

7 месяц

Сидит без поддержки

8 месяц

Садится без посторонней помощи

9 месяц

Стоит с поддержкой; ползает на животе

10 месяц

Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11 месяц

Стоит без поддержки

12 месяц

Ходит, держась одной рукой

А что касается познавательного (интеллектуального) развития, то

Здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений.

Зрительное восприятие в младенческом возрасте совершенствуется, после второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движений. И наконец-то, в 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное. Он различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Развивается также пространственно восприятие.

Очень многое в этот период зависит от вас, родители, т.к. познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Психологи проводили исследования и установили, что познавательное развитие (в первую очередь развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается настолько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений. В разделе нашего сайта «Развиваем ребенка» Вы найдете множество развивающих игр (раздел временно в разработке).

Что касается движений руки, то движения, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложной координации. Во втором полугодии развитие движений руки очень интенсивно. Он размахивает предметами, стучит, кусает, перекладывает из руки в руку, бросает (что очень часто бывает опасным для взрослых).

После 10 месяцев появляются первые подражающие действия, позволяющие относительно верно использовать предметы (катает машинку, бьет по барабану и т.д.).

Восприятие и действие - это та основа, на которой формируется мышление ребенка в этот период. В течение года усложняются задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Все это сложно представить, поэтому я приведу пример. Нашему ребенку 0-2 месяца. Когда на глазах у него прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий. Ребенок подрос (ему 2-4 месяца), он наблюдает за тем предметом, который мы хотим спрятать, но будет зрительно его искать на предыдущем месте даже после перемещения. В 4-6 месяцев ребенок находит предмет, но частично виднеющийся, полностью закрытый предмет не найдет. Во втором же полугодии ребенок может найти и полностью закрытый предмет.

Что происходит с памятью? Узнавание уже доступно в самом раннем младенчестве, ребенок узнает знакомых людей, игрушки.

Младенец, общаясь с близкими взрослыми, развивается и в эмоциональном плане. Он умеет удивляться, тревожиться, расслабляться при удовлетворении потребности.

После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, а затем и некоторые звуковые сочетания. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, а сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Автор: Казакова Любовь Геннадьевна.


Лена

Нет комментариев, а автор ждет... Поможешь?

Написать комментарий