Кризис трех лет.

Кризис 3-х лет-граница между раним и дошкольным детством. По Д.Б.Эльконину- это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Возрастание самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается (особенно в грубой форме и без предоставления альтернативного занятия) у ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда со сверстниками). Л.С.Выготский и Э. Келлер описывают 7 характеристик этого кризиса:

  • Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив - сделать наоборот иногда даже в ущерб своему желанию. Например, ребёнок настаивает на показе ему мультиков, но стоит взрослому предложить это же - ребёнок активно отказывается (часто рыдая при этом, т.к. сам не понимает, что происходит).
  • Упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно.
  • Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. На все предложения окружающих ответ: "Да-ну".
  • Своеволие. Желание всё делать самостоятельно, часто неадекватное возможностям. Например завязывать шнурки или пойти самостоятельно домой и тд.
  • Протест-бунт. Это когда конфликты с взрослыми становятся постоянными.
  • Деспотизм. Проявляется в семьях с единственным ребёнком, особенно при чрезмерном потакании всем прихотям окружающими.
  • Ревность. В ситуации нескольких детей в семье. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые по-мнению ребёнка не имеют никаких прав в семье.
  • Обесценивание. Характеристика присущая всем переходным периодам. Обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложеную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и тд.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к себё. Психологическое отделение от близких людей. Уважаемые родители, вполне понятно, что первой реакцией большинства родителей на перечисленное выше поведение любимого чада, становится раздражение и желание быстренько поставить не в меру самостоятельное, к тому же наглое существо "на место".Как ни странно, если понаблюдать за поведением взрослого в такой момент, то оно ничем не будет отличаться от поведения 3-хлетнего ребёнка, то же желание настоять на своём, упрямство и ощущение собственной правоты. А в конфликте силы всегда побеждает тот, кто сильнее, вопрос какой ценой. Другая крайность, когда ребёнку начинает позволяться всё, лишь бы не плакал, отстал, любил и тд. Путь удачного сопровождения ребёнка в этот довольно сложный для него период видимо где-то посередине. Но он требует как минимум подключения того, чем мы всё таки отличаемся от детей этого возраста: способности взглянуть на ситуацию со стороны, вариативностью мышления и навыками эмоциональной саморегуляции. А также:

  • предоставление ребёнку выбора,
  • уважение к его мнению,
  • озвучивание для него его переживаний и чувств,
  • не позволение делать того, что действительно нельзя ( только перед этим обязательно показать, что вы его любите и понимаете: " Перед обедом ,конфеты не едим! Понимаю, хочется съесть конфету и после обеда пожалуйста, а до обеда нет- такие правила"),
  • что-то ещё подходящее именно вашему ребёнку.

Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста). Также в этом возрасте закладывается базовая характерологическая характеристика: Независимость, самостоятельность в случае успешного прохождения кризиса и стыд, и постоянные сомнения в противном случае.

Детский смех, детский восторг - что может быть прекраснее? Что ещё дарит нам столько умиления и красоты? Кто может нас заставить улыбнуться даже при самом гадком самочувствии? Конечно, дети.

Дети в возрасте 3-х лет делают это с особым успехом, ведь они самые непосредственные, самые смешные и …. самые капризные.

Кризис трех лет

Казалось уже самое страшное позади - море пеленок и ползунков, которые надо перестирать и перегладить, бессонные ночи у кроватки новорожденного малыша - всё это закончилось, дитё подрастает. Но пеленки сменяются сломанными игрушками или ещё хуже предметами пользования взрослых, бессонные ночи сумасшедшими днями. Ребёнок капризничает по каждому поводу, ему не угодишь не игрушкой, ни пирожным, ни даже мультфильмом.

Что же происходит? В психологии этот кошмарный период вашей жизни называют кризисом 3-х лет вашего монстра. Кризис 3-х лет относится к числу самых острых. Острый он не только для ребенка, но в большей степени для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается

коррекции. Ребенок вроде уже и говорит и ходит, и кушает зубками, но родители не понимают его так же, как в период, когда он просто криком орал из-за невозможности сказать. Родители просто сбиты с толку поведением своего чада.

Возрастной кризис, конечно, проходит, как и любой другой. Но всё же, вооружившись знанием об основных симптомах этого кризиса, вы сможете пережить этот переломный момент гораздо легче и безболезненнее.

Итак, основные симптомы:

Негативизм.

На любое ваше предложение ребёнок старается ответить словом «нет». Вы его зовете кушать - он отвечает, нет, через полчаса он уже приходит на кухню, всем своим важным показывая, что вот сейчас он проголодался. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

Упрямство.

Каждый из нас часто встречает в магазине разрывающегося от плача ребенка из-за того, что родители отказываются ему купить что-то. Вы сразу подумаете - «какой невоспитанный ребёнок», скорее всего ребенку около 3-х лет. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

Строптивость.

Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Ребенок начинает баловаться, кувыркаться, когда вы смотрите телевизор или готовите ужин, или ещё хуже, когда к вам приходят гости.

Своеволие.

Стремится все делать сам. Он сам мажет бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель. Это связано с первыми проявлениями взрослости ребёнка. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми, и стремится к похожести на последних.

Протест-бунт.

Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Группа маленьких кризисников в песочнице часто ссорятся. Не дают играть в свои игрушки, и дерутся, робко размахивая лопатками.

Симптом обесценивания.

Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Отказывается признать свою неправоту и попросить прощения за грубость даже под угрозой лишения шоколада.

Деспотизм.

Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Безудержными рыданиями, дерзким обращением, капризностью. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Такое поведение ребёнка вызвано становлением личности ребёнка, становлением самосознания ребенка.

Появляется его собственное «Я», он начинает осознавать себя как личность, воспринимать окружающую действительность со своей собственной колокольни, через призму своих пониманий, знаний и интересов. Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

У детей начинает формироваться воля, которую психологи называют автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Вместо автономии возникают чувство стыда и неуверенности.

Поэтому в этот период, необходимо дать ребёнку пройти этот кризис, этап становления его как самостоятельного субъекта.

Родителям нельзя ограничивать в этот период проявления независимости ребенка, наказывать или высмеивать всякие попытки самостоятельности. Это отнюдь не значит, что нужно перейти в режим вседозволенности, такая тактика и поведения тоже является неправильной.

Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Нужно найти золотую середину между этими двумя крайностями во взаимоотношениях с ребёнком. Главная задача родителей на этом этапе объяснить и показать на примере значение «могу», помочь ребёнку обрести это «могу»: он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу".

Возраст очень маленький, и, несмотря на рождение личности в душе ребёнка, объяснить ему что-то доступно, конечно трудно.

Поэтому следует просто предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности - в игре. На этом этапе взросления будет полезна ролевая игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, она и послужит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон).

Играйте чаще и будьте терпимее к своим любимым трёхлетним монстрам, и вы не заметите, как он превратится в пятилетнего малыша.


Лена

Нет комментариев, а автор ждет... Поможешь?

Написать комментарий