Ты что там творишь?

Как найти себя

Каждый второй ребенок занимается сегодня в доме творчества, посещает изостудию, музыкальную или спортивную школу, но лишь один из десяти говорит, что ему это нравится. Мы, родители, мечтаем видеть чадо известным спортсменом, музыкантом или художником. Сами-то хотим, но нередко забываем спросить у детей, хотят ли этого они. Мы считаем, что маленький человек не может знать, что ему нужно, понимать, что интересно… Это стопроцентно ошибочное мнение!

Со мной было так

Эту историю мне рассказала мама. Мне было два с половиной года, когда родители затеяли ремонт. В доме было много клея, обоев, краски и других интереснейших вещей. Я всегда была подвижным ребенком, поэтому маме то и дело приходилось отвлекаться от работы, чтобы посмотреть, чем я занимаюсь в своей комнате. На этот раз там было удивительно тихо, это и насторожило ее. Войдя в комнату, она увидела, что я куда-то исчезла. Нашли меня не скоро: я была очень увлечена «работой», а вся квартира была заставлена разными мешками и коробками. Но, наконец, меня отыскали. Надо сказать, что к тому моменту мама была порядком рассержена: мне строго-настрого было запрещено выходить из комнаты. Я сидела на грязном полу где-то под столом и была перепачкана с ног до головы… мастикой. Большинство мам, я уверена, наказали бы непослушного ребенка, но только не моя. Меня вытащили на свет, и вдруг она увидела у меня в руках какую-то фигурку и, приглядевшись, догадалась, что это мишка. Тут же под столом нашлось еще несколько фигурок, которые я успела слепить. Можно себе представить, что мама испытала в тот момент. Ее маленький ребенок сам нашел себе занятие, чем решил сразу две проблемы. Во-первых, теперь мама знала, чем меня можно занять, пока она занимается своими делами, а во-вторых, это определило не столько мою будущую профессию, сколько мое хобби. Так в нашем доме появились пластилин, краски, кисточки и карандаши. Надо сказать, эти увлечения до сих пор со мной: я очень хорошо рисую, мне нравится делать многие вещи своими руками.

Как найти себя

Поэтому, выбирая игрушки для детей, не забывайте, что ребенку нравится не только играть, разбирать и складывать. Дети с удовольствием нарисуют вам любимую игрушку или слепят героя из сказки. Говорят, чем увлеченнее ребенок играет, тем легче ему будет учиться. Поверьте, это действительно так. Творческие занятия развивают не только мелкую моторику, но и воображение, мышление, память ваших детей.Не ждите, пока малыш сам подскажет, что ему интересно, и ни в коем случае не думайте, что ему еще рано «всем этим» заниматься: помогите ему сделать выбор, заинтересуйте его. Возможно, в вашей семье растет будущий художник, архитектор или скульптор, а может, просто талантливый человек, который с удовольствием будет делать что-то своими руками.Я убеждена, что любая игрушка или увлечения ребенка должны не только развлекать, но и развивать и воспитывать его. Присмотритесь к своему малышу, и он вам наверняка подскажет, что ему интересно. И кто знает, может, маленькие увлечения из детства станут большими открытиями во взрослой жизни. Даже если ваш малыш не станет знаменитым, он обязательно вырастет хорошим человеком, умеющим ценить красоту и беречь труд людей.

Ребенок, увлеченный творчеством, никогда не будет мучиться от скуки.

Прежде чем отправиться в магазин за подручными материалами, воспользуйтесь несколькими советами

  • Постарайтесь найти в доме специальное место, где будет располагаться «рабочий кабинет» вашего маленького творца.
  • Заранее продумайте, где будете хранить многочисленные изделия малыша (маленькие полочки, ящички; часть рисунков можно расположить прямо на стене, а особенно удачные хорошо бы вставить в рамки, и у вас получатся чудные детские картины, которыми можно украсить комнаты или просто подарить любимой бабушке).
  • Многие нередко сталкиваются с тем, что дети рисуют на обоях - ну нравится это им, так почему бы не повесить рулон с обоями прямо на стену - пусть отмотает ребенок себе столько бумаги, сколько ему нужно для будущей картины. Таким образом вы не только сохраните свои обои, но и ребенку доставите неописуемое удовольствие (согласитесь, не часто можно встретить ребенка, рисующего на большом листе обоев).
  • Не жалейте денег на хорошие материалы и приспособления. Старайтесь не покупать пластилин и краски очень ярких, ядовитых цветов - нет у нас в природе таких цветов. Кроме того, очень яркие цвета вредны для глаз ребенка.

Читайте детям стихи

«Муха села на варенье...» Все помнят, как заканчивается шутливый стишок. Но мир поэзии безграничен.

В первое путешествие по миру детских стихов можно отправляться уже с новорожденным. Все ритмичное нравится малышам. Видимо, неслучайно народные колыбельные песни, прибаутки, частушки «выдаются» ребенку в виде стихов. Поэтому не пренебрегайте опытом бабушек и прабабушек - используйте детский фольклор.Много веков существовал жанр «пестушки» (пестовать - нянчить, холить) - короткие стихотворные приговоры, сопровождавшие совместные действия мамы и крохи. Просыпался младенец, потягивался, его гладили по животику и нараспев приговаривали: «Потягушечки-нарастушечки, потягунюшки-порастунюшки, роток говорюнюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».Итак, малыш открыл глазки, и вы начинаете с ним разговаривать. А как? О чем? Вот тут-то и пригодятся пестушки, прибаутки, потешки, словесные игры (народные и авторские).

Слушай и смотри

Годовалый ребенок еще не ко всему относится осознанно, но в этом возрасте он постепенно начинает понимать, что ему нравится, а что нет. Ему уже не предлагают слушать, что придется, а читают коротенькие стихи - по его выбору. Вам стоит заранее подготовиться к мысли, что малыш-слушатель проявит индивидуальные особенности характера и темперамента, обнаружит свои предпочтения. Возможно, он не захочет слушать какое-то стихотворение или, наоборот, будет целыми днями таскать с собой книжку и просить почитать именно ее. Тут важно учесть интересы обеих сторон и читать до тех пор, пока процесс всем доставляет удовольствие.После года дети начинают обзаводиться собственными «поэтическими библиотеками». Для этого идеально подходят книжки, изготовленные из твердого картона, с влагостойкими страницами, которые при необходимости можно мыть. Разорвать такую книжку почти невозможно, а пробовать «поэзию» на зуб не возбраняется.Покупая книгу детских стихов, особое внимание обращайте на иллюстрации. Важно, чтобы картинка представляла собой ясный и четкий образ - излишняя пестрота и множество мелких деталей рассредоточивают внимание малыша. Лучше всего, чтобы на странице было всего одно крупное изображение какого-то предмета или живого существа, которые ребенку хорошо знакомы. А полноценные иллюстрации с обилием деталей, лучше приберечь для более позднего возраста, когда малыш созреет для того, чтобы запоминать стихи. Способ разучивания стихов по картинкам окажет ему существенную помощь. Рисунки-подсказки помогут вспомнить сюжет и не перепутать порядок событий. Картинки играют еще одну неоценимую роль: их совместное рассматривание сопровождается телесным контактом мамы с ребенком. Что делать, если вы работаете, а у бабушки или няни нет времени и сил на чтение стихов? Можно развесить по квартире листочки со стихами: около кроватки - про сладкий сон и «серенького волчка», на кухне - про еду и хорошие манеры, в ванной - про нерях и купание, около дивана - про зарядку и силачей и т. д. Таким образом в поэтическом воспитании ребенка смогут принять участие все взрослые, и веселые рифмы будут сопровождать малыша весь день, что бы он ни делал.

Маленький декламатор

Знание стихов обогащает словарь ребенка, вырабатывает навыки правильного произношения слов и фраз, воспитывает культуру речи. Заучивание стихотворений - испытанный прием развития речи. Когда вы читаете стихи, старайтесь демонстрировать малышу умение регулировать силу голоса и интонационную выразительность. Перед заучиванием стихотворения обратите внимание ребенка на настроение и чувства персонажа, который в нем описан («Зайку бросили, он маленький, ему холодно, его надо пожалеть… Девочка Таня плачет, она мячик потеряла, но все будет хорошо…»). Обращайте его внимание на строчки, в которых часто повторяется определенный звук («Мышонку шепчет мышь…»), читайте скороговорки, рифмованные загадки. Существуют стихи, которые помогают малышу запомнить буквы, цифры, цвета радуги и т. д. Чтобы помочь ребенку выучить несколько четверостиший, лучше действовать личным примером: с увлечением их декламировать. Можно даже несколько театрализовать процесс, превратив чтение и запоминание стихов в игру. - Сложные стихи можно учить вместе и повторять по очереди, друг за другом (ни в коем случае нельзя делать этот процесс скучным и угнетающе обязательным). l Надо создать такой режим работы, чтобы она приносила вам и малышу только радость (никогда не заставляйте ребенка заучивать стихи, если он этого не хочет). - Обязательно делайте перерывы для отдыха. Если видите, что малыш устает, можно начать «играть в стихи» (прочитали стишок «Идет бычок, качается», пусть ребенок покажет, как бычок идет, как качается, как вздыхает).

Мир прекрасного

Ребенок растет, всесторонне развивается - пора переходить от бессмертного «мишки косолапого» к чему-то иному. Теперь стоит вспомнить о том, какой огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд несет в себе хорошая поэзия. Поэтому большое значение имеет выбор стихов, которые малышу предстоит выучить наизусть. Как пишет знаток раннего детства японский ученый Масару Ибука, «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить. И в то же время они должны нравиться ребенку». Малыш легче запоминает строки, которые ему по душе. Научить детей запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы они хорошо подготовились к обучению в школе, где это придется делать часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира, развитию чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти. (Если хотите узнать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему требуется повторов, чтобы полностью выучить стихотворение из четырех строк.)

Пока ребенок еще совсем крошечный, «РЕПЕРТУАР» нужен соответствующий

Маленькому человечку обязательно нужно читать стихи. Во-первых, так у малыша развивается чувство ритма (притопывайте и прихлопывайте в такт), во-вторых, он постепенно привыкает мыслить образами, у него развивается воображение. Крохе неважно, декламируете вы «Идет коза рогатая» или «Сорока-ворона кашу варила». Важны ритм, ваше настроение и интонация, а главное - ваш телесный контакт с малюткой.


Лена

Нет комментариев, а автор ждет... Поможешь?

Написать комментарий