Роль личности в процессе воспитания

Известно, что воспитание - двусторонний процесс, в котором происходит активное взаимодействие между тем, кто воспитывает, и тем, кого воспитывают. На первый план в этом процессе возникает идея взаимовлияния, взаимообогащения как субъекта, так и объекта воспитания.
Воспитание как одна из ведущих категорий педагогики рассматривается наряду с другими - обучением и образованием. В процессе получения знаний содержательная составляющая трех категорий реализуется прежде всего в аудиторной работе. Именно поэтому ведущая роль в процессе воспитания предоставляется преподавателю: он старше по возрасту, чем ученик или студент, больше знает и умеет, имеет профессиональный и жизненный опыт.
Преподаватель выступает в роли воспитателя и выполняет в процессе воспитания целый ряд соответствующих действий:
- Передает опыт, накопленный человечеством;
- Вводит в мир общей культуры;
- Стимулирует самосовершенствования и самовоспитания;
- Помогает найти выход из сложных жизненных ситуаций.
Воспитанник, в свою очередь, действует в ответ:
- Овладевает опыт общения между людьми;
- Повышает уровень общей культуры;
- Учится соответствующим формам поведения;
- Формирует систему личных ценностей.
В результате такого взаимодействия воспитанник изменяет свое понимание мира, отношение к людям и самому себе.
Таким образом, преподаватель не только озвучивает информацию, он выступает как и человек, отношением к своей работе, к аудитории, к себе влияет на формирование мировоззрения молодежи, ее ценностей и поступков.
Именно поэтому личность обучающего, должен нести соответствующую воспитательную функцию. Такая личность должна рассматриваться как образец отношения к людям и миру, как образец, который может быть взят воспитанниками в пример.
Воспитательная функция личности преподавателя реализуется в структуре его профессиональной деятельности и включает в себя, по мнению психологов, такие составляющие:
1. Педагогический профессионализм, безупречное владение материалом.
2. Общая культура.
3. Культура речи.
4. Социальные перцепции, умение адекватно воспринимать тех, кого учишь.
5. Гибкость формирования отношений, умение в случае необходимости изменить тон, стиль общения, передать инициативу воспитанникам.
6. Сбалансированность отношение преподавателя к воспитанникам: с одной стороны - доброжелательность, с другой - требовательность.
7. Комплексное применение воспитательных мер, своевременное их комбинирования и дежурство.
Личность преподавателя - его профессиональное орудие и от того, как он владеет этим орудием, в значительной степени зависит ожидаемая цель процесса воспитания - наличие соответствующих изменений в соответствующей человеку как результат специально организованных воспитательных действий.
печать

Нет комментариев, а автор ждет... Поможешь?

Написать комментарий