Мамины странички - учимся прыгать и держать равновесие

Рассказывает мама полуторагодовалого мальчика: Сначала он хватался за мои руки или за бортик своей кроватки и прыгал на одном месте. Потом начал со мной перемещаться по дивану Теперь скачет сам, размахивая руками и наклоняясь в разные стороны. Последний хит - падения после прыжков. Подскакивает вертикально и падает вперед на руки. А поскольку диван после таких тренировок стал абсолютно неровным, то предугадать траекторию полета очень сложно. Хорошо развиваются координация в пространстве и ощущение своего тела.

Сначала он хватался за мои руки или за бортик своей кроватки и прыгал на одном месте. Потом начал со мной перемещаться по дивану Теперь скачет сам, размахивая руками и наклоняясь в разные стороны. Последний хит - падения после прыжков. Подскакивает вертикально и падает вперед на руки. А поскольку диван после таких тренировок стал абсолютно неровным, то предугадать траекторию полета очень сложно. Хорошо развиваются координация в пространстве и ощущение своего тела.

Развитие у ребенка чувства равновесия - не просто способ избежать синяков и шишек (хотя это само по себе очень важно). Отвечающий за чувство равновесия вестибулярный аппарат является частью головного мозга, а упражнение одной из долей мозга автоматически приводит к развитию органа в целом. Опыты российского нейропсихолога Бориса Клоссовского в 30-х годах XX века показали, что стимуляция вестибулярного аппарата новорожденных щенков и котят способствует более быстрому развитию их мозга. Эти опыты и натолкнули Глена Домана на создание программы развития равновесия у детей.

Кроме того, если у вашего ребенка не будет страха перед высотой, позже, в дошкольном и школьном возрасте, он будет чувствовать большую уверенность в себе (вспомните, как ценят ребята ловкость, храбрость и умелость), а значит, развивая вестибулярный аппарат малыша, мы помогаем ему вырасти полноценной личностью. К тому же эти упражнения доставляют огромное удовольствие и ребенку, и родителям.

Пассивное развитие равновесия

Эти упражнения выполняете вы сами, ребенок лишь получает удовольствие. Первая часть их предназначена для «часто падающих» детей с плохой координацией. Нагрузка на вестибулярный аппарат здесь относительно невелика. Когда программа будет успешно освоена (т. е. ребенок будет выполнять упражнения без страха и с удовольствием), можно переходить ко второй части программы. Необязательно выполнять все упражнения подряд: выбирайте те, которые больше всего нравятся малышу. Время на выполнение каждого упражнения- от 15 секунд до минуты, частота - 1-2 раза в день. Прежде чем начинать любое упражнение, объясните ребенку, что вы собираетесь сделать. Важно, чтобы он видел, что вы тоже получаете удовольствие от этой возни. Старайтесь заканчивать занятие до того, как ребенку надоест, чтобы на следующий день он с энтузиазмом продолжил игру.

Часть первая

Ребенок лежит у вас на руках лицом вниз. Покачайте его вверх-вниз, покружите вправо-влево, вперед головой и вперед ногами, поиграйте в самолет: походите с ним по дому, сделайте несколько рейсов из кухни в комнату и обратно. Потом проделайте все это, перевернув ребенка на левый бок, а затем на правый.

Лягте на пол или диван. Положите ребенка животом себе на живот. Возьмите его под мышки и поднимите вверх на вытянутых руках. Покачайте его вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад. Можете также выполнять упражнения, описанные чуть ниже (см.: «Гимнастика для ребенка и мамы»).

Положите ребенка на спину на большую подушку и, взявшись руками за ее края, покачайте его вправо-влево и от головы к ногам. Отпустите один край и быстро поднимите второй так, чтобы ребенок скатился с подушки в одну или в другую сторону. А теперь положите его на живот и покрутите подушку сначала медленно, потом быстрее по часовой стрелке и против.

Помните, как вы учили вашего малыша переворачиваться? Возьмите его за ножки и покатайте по полу - со спины на живот, с живота на спину.

Стоя на полу, возьмите малыша под мышки, поднимите его до уровня своих глаз и покачайте, как маятник, вправо-влево, потом вверх-вниз и покружитесь с ним.

Возьмите ребенка на руки и поскачите с ним, как кенгуру, по всему дому. Можете проделывать это под музыку. Когда малыш освоится с таким способом перемещения, посадите его себе на закорки, а потом на плечи. С большим успехом это упражнение (как, впрочем, и все другие) выполняют папы.

Часть вторая

Во время выполнения этих упражнений важно удерживать всеми пальцами запястье ребенка, чтобы не нанести ему травмы. Осторожно опускайте малыша на пол и старайтесь, чтобы он встал на ножки. Начинайте вращение или качание медленно, постепенно приучая себя и ребенка к острым ощущениям. Следите за своим чадом, оно само скажет вам, когда занятия перестали доставлять ему удовольствие.

Возьмите ребенка за руки (удерживая за запястья), а папа пусть возьмет его ножки. Покачайте малыша вправо-влево. Если он доволен, постепенно увеличивайте амплитуду и темп качания.

Возьмите ребенка за правые руку и ногу. Папе достанутся левые конечности. Покачайте малыша вперед-назад.

Дайте малышу ухватиться за ваши большие пальцы и повиснуть на них (вы в это время удерживаете его за запястья). Покачайте ребенка вправо-влево, а затем покружите в одну и в другую стороны.

Возьмите малыша за правые руку и ногу, покружите его вокруг себя так, чтобы он «летал» животом вниз и головой вперед. А теперь покружитесь в другую сторону, так, чтобы он «летал» ногами вперед. Затем проделайте то же самое, удерживая малыша за левые руку и ногу.

Возьмите малыша за ножки (удерживая за голеностопные суставы) и попробуйте покружить его вниз головой. Одним детям и родителям такой трюк очень нравится, другие - категорически против.

Активное развитие равновесия

Если ваш ребенок уже уверенно стоит на ногах, то некоторые упражнения он может проделывать самостоятельно.

1. Перевороты - самое простое упражнение. Ваш малыш уже научился перекатываться по ковру. Предложите ему сделать это самостоятельно. Нам в выполнении данного упражнения помогала простенькая песенка:

Покатился, покатился маленький Алеша,

Покатился, покатился самый расхороший!

Чуть заслышав эту песенку, Алеша начинал весело перекатываться с боку на бок.

2. Кувырки. Прижмите ребенка спиной к своему животу и легонько нажмите рукой на его плечи, чтобы он наклонился. Теперь нажмите на затылок, чтобы малыш наклонил голову и прижал подбородок к груди. Сейчас он в самой подходящей позе для кувырка. Немного подтолкните его с радостным криком: «Кувырок!» Если вы все сделаете правильно, то вскоре ребенок будет подбегать к вам и становиться в позу «попка вверх» в ожидании вашего легкого толчка, а потом и сам начнет кувыркаться.

Хождение по гимнастическому бревну. Начните с хождения по доске, лежащей на земле. Ее ширина должна быть примерно 30-35 см, длина - 1,5-2 м. Потом поднимите ее на высоту положенного на бок кирпича. Еще одна доска, изображающая наклонную плоскость, улучшит ваш гимнастический снаряд. Попробуйте освоить широкие и невысокие скамеечки на детской площадке. Сначала вам придется поддерживать ребенка за обе руки, потом - за одну. Он сам решит, когда можно обойтись без страховки.

Начните с хождения по доске, лежащей на земле. Ее ширина должна быть примерно 30-35 см, длина - 1,5-2 м. Потом поднимите ее на высоту положенного на бок кирпича. Еще одна доска, изображающая наклонную плоскость, улучшит ваш гимнастический снаряд. Попробуйте освоить широкие и невысокие скамеечки на детской площадке. Сначала вам придется поддерживать ребенка за обе руки, потом - за одну. Он сам решит, когда можно обойтись без страховки.

Прыжки и бег по батуту. Первым батутом чаще всего становится диван. Возьмите малыша под мышки и помогите ему попрыгать на диване. Он быстро поймет, в чем дело, и достигнет полной самостоятельности в выполнении этого упражнения. Скоро он начнет
проделывать кунштюки во время прыжков. Алеша, например, подгибал в прыжке ноги и плюхался на попку. Это было очень впечатляющее зрелище.

Первым батутом чаще всего становится диван. Возьмите малыша под мышки и помогите ему попрыгать на диване. Он быстро поймет, в чем дело, и достигнет полной самостоятельности в выполнении этого упражнения. Скоро он начнетпроделывать кунштюки во время прыжков. Алеша, например, подгибал в прыжке ноги и плюхался на попку. Это было очень впечатляющее зрелище.

А вот и подходящий для таких занятий стишок (автор мне, к сожалению, неизвестен).

Раз - подскок!

Два - подскок!

Высоко

Потолок!

Я скачу,

Я лечу,

Стать высоким хочу!

5. Хождение спиной вперед и кружение на месте. Обычно в возрасте полутора лет малыши сами открывают эти интересные способы перемещения. Если раньше танцы ребенка под музыку состояли лишь в ритмичном покачивании попкой, то теперь с ним можно разучить настоящую балетную композицию, например такую (Алеше она очень нравилась):

Заинька, попляши! Серенький, попляши! Кружком, бочком повернись! (Ребенок кружится на месте.) Заинька, топни ножкой! Серенький, топни ножкой! (Топаем ножкой ) Кружком, бочком повернись! Заинька, бей в ладоши! Серенький, бей в ладоши! (Хлопаем в ладоши.) Кружком, бочком повернись!

Заинька, вприсядку!

Серенький, вприсядку!

(Ребенок приседает и снова поднимается.)

и

Кружком, бочком повернись!

Качание на качелях. Научите ребенка не подходить к качелям, когда на них качается кто-то другой (чтобы не получить удара по голове), и не соскакивать с качелей, пока они полностью не остановятся.

Научите ребенка не подходить к качелям, когда на них качается кто-то другой (чтобы не получить удара по голове), и не соскакивать с качелей, пока они полностью не остановятся.

Подъем по шведской стенке или веревочной лестнице

Спрыгивание со шведской стенки или веревочной лестницы Сначала
вы держите ребенка за руки, потом он делает это самостоятельно.

Стойка на руках. В нее удобно переходить из упражнения «Тачка» (см.: «Гимнастика для ребенка и мамы»).

В нее удобно переходить из упражнения «Тачка» (см.: «Гимнастика для ребенка и мамы»).

Приседания.

Передвижение на корточках. Встаньте позади сидящего на корточках ребенка, возьмите его за голени и дойдите таким образом вместе с ним до любимой игрушки, напевая что-то вроде:

Когда шагают лугом Утята друг за другом,

То первый - впереди! Последний - позади!

Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Первый - впереди! Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Последний - позади!

Раскачивание на турнике или канате. Для начала используйте вместо турника свои большие пальцы.

Для начала используйте вместо турника свои большие пальцы.

Хождение по камням, расположенным на небольшом расстоянии
друг от друга.

Катание на санках с горки.

Наклоны.

Бег вверх и вниз по склону холма.

с печать

Нет комментариев, а автор ждет... Поможешь?

Написать комментарий